Сталь марки 15ХР чувствительна к скорости охлаждения при закалке, и поэтому, работая с ней, следует избегать окисления деталей (наличия значительного слоя окалины), а также подстуживания деталей перед погружением в закалочную среду. По цементуемости сталь марки 15ХР практически не отличается от стали марки 15Х, обладая такой же способностью к перенасыщению поверхностного слоя углеродом (с образованием избыточных карбидов в виде сетки и зерен) при цементации на глубину слоя свыше 1,2 мм. Детали из стали марки 15ХР могут подвергаться непосредственной закалке после цементации с обязательным подстуживанием. По комплексу своих свойств (механических, прокаливаемости, цементуемости) сталь марки 15ХР рекомендуется взамен стали марок 15Х, 13Н2 и, частично, стали марки 20ХН при изготовлении тонкостенных деталей.
Сталь 20ХГР была разработана и внедрена в практику Горьковского автомобильного завода в результате совместной работы его центральной заводской лаборатории (А. М. Тарасов) и НАМИ (И. И. Прокофьева) при участии Златоустовского металлургического завода (А. Г. Хасин) и ЦНИИЧЕРМЕТ. Марочный состав и гарантируемые свойства стали марки 20ХГР приводятся в табл. 32.
По уровню механических свойств сталь марки 20ХГР не уступает стали марки 20ХНМ, ранее применявшейся на ГАЗ для изготов-ления шестерен, сателлитов и других автомобильных деталей, но отличается лучшей обрабатываемостью и меньшей стоимостью [166]. Полоса прокаливаемости стали 20ХГР приведена на фиг. 89. Наиболее высокая прокаливаемость стали марки 20ХГР, как и других борсодержащих сталей, получается при совместном раскислении алюминием (0,8 кг/т) и титаном (0,06—0,07% по расчету). Сталь марки 20ХГР в термически обработанном состоянии имеет довольно высокие механические свойства, показатели которых по материалам контрольно-сдаточных испытаний Златоустовского металлургического завода приводятся ниже в табл. 34.
Наблюдающийся разброс значений этих показателей объясняется колебаниями в содержании отдельных элементов (С, Мn, Сr) внутри их марочного состава при относительно невысокой общей легированности стали.
Сталь марки 20ХГР характеризуется несколько повышенным положением верхних критических точек (830—860°), и поэтому детали из нее подлежат закалке с температуры 870—880° в масло. Эта же температура закалки была принята при термической обработке образцов, результаты испытания которых приводились вщипе в табл. 34. Предел выносливости стали марки 20ХГР, по данным А. М. Тарасова [166], на 30% превосходит предел выносливости стали марки 20ХНМ. По тем же данным, шестерни из стали марки 20ХГР показали несколько иной характер и величину деформации, чем шестерни из стали марки 20ХНМ. Для получения нормального зацепления и пятна контакта при внедрении стали марки 20ХГР на Горьковском автозаводе была произведена корректировка зуба. После этого подбор пар на сборке проходило нормально. Будучи легирована исключительно карбофильными элементами (Сr, Мn, В) и не имея в своем составе карбофобных элементов (Ni, Si, Сu и др.), сталь марки 20ХГР склонна к перенасыщению поверхностных зон цементованных слоев карбидами и тем сильней, чем больше глубина цементации. При обычных условиях цементации в твердом карбюризаторе на глубину 1,5…1,8 мм содержа
ние углерода в поверхностных зонах цементованного слоя достигает 2,0…2,5% при 1,2…1,3% для стали 20ХНМ. Мерами борьбы с этим недостатком, являющимся типичным для всех хромомарганцовых и хромомарганцовотитановых марок стали (18ХГТ, 30ХГТ и др.), являются снижение глубины слоя цементации и понижение активности карбюризатора. В случае цементации в твердом карбюризаторе это достигается при работе с малоактивным
карбюризатором, содержащим в рабочей смеси 1—2 % карбонатов, а при газовой цементации путем снижения активности цементации во втором ее периоде путем уменьшения подачи пиробензола или другой цементующей жидкости.Сталь марки 20ХГР может быть рекомендована как заменитель хромоникелевых (20ХН) и хромоникельмолибденовых (20ХНМ) цементуемых сталей для изготовления шестерен заднего моста, кулаков шарнира и других деталей легковых машин, а также для шестерен грузовых автомашин малого и отчасти среднего модуля.
Сталь 15ХГНР и 20ХГНР (ЧМТУ 178—59). Этих недостатков в значительной мере лишена новая высокопрочная сталь марки 20ХГНР, разработанная под руководством автора металловедами Челябинского тракторного завода (Е. А. Бондин, В. Н. Гончар) в совместной работе с Челябинским политехническим институтом (Л. С. Ляхович) и окончательно сформированная, освоенная и доведенная до массового внедрения институтом металлургии (НИИМ, г. Челябинск). На 1 января 1963 г. Челябинский тракторный завод выпустил значительную часть тракторов, все шестерни коробки перемены передач и борторедукторов которых (19 наименований деталей) были изготовлены из стали марки 20ХГНР взамен ранее применявшейся стали марки 20ХНЗА. Каковы же преимущества и недостатки стали марки 20ХГНР? Ответ на этот вопрос дают прежде всего данные общесоюзных технических условий (ЧМТУ 178—59) на поставку этой стали металлургическими заводами страны, приводимые в табл. 32. Если сопоставить эти требования с требованиями ГОСТ 4543 на любые другие высокопрочные марки цементуемой стали, то станет очевидным, что по комплексу механических свойств сталь марки 20ХГНР значительно превосходит их, в том числе сталь марок 12ХНЗА,
20ХНЗА, 12Х2Н4А и др. Фактические механические свойства стали марки 20ХГНР, согласно данным плавочного контроля первых 8000 т стали поставок Челябинского и Златоустовского металлургических заводов, Кузнецкого и Орско-Халиловского металлургических комбинатов за
1959—1960 гг., обобщенный в виде точечной диаграммы, приводимой на фиг. 90, значительно превосходит требования технических условий в отношении прочностных и пластических свойств. Материал плавочного контроля, приводимый на фиг. 90, охватывает 95 промышленных плавок, разбитых на группы в зависимости от содержания углерода. Как видно из приведенных данных, с повышением содержания углерода в стали отмечается возрастание свойств прочности при незначительном снижении пластичности. Что же касается ударной вязкости, то она остается высокой (10…15 кГм/см2) в 75% случаев от общего числа испытаний) и как бы не зависящей от содержания углерода в пределах марочного состава стали.
Опыт металлургических и машиностроительных предприятий Челябинского экономического района свидетельствует о том, что содержание бора в стали должно находиться в пределах 0,001…0,003%, а не 0,003…0,006 %, как это нередко рекомендуется в технической литературе, так как при этом содержании бора (0,003—0,006%) в микроструктуре по границам бывших зерен аустенита отмечаются выделения бористой фазы с одновременным снижением величины ударной вязкости стали.
В узких пределах (0,02— 0,06%) следует выдерживать в стали также содержание титана, так как в противном случае он будет снижать пластические свойства стали, особенно на поперечно вырезанных образцах.
Важной особенностью стали марки 20ХГНР является глубокая ее прокаливаемость, значительно превосходящая аналогичную характеристику стали марок 20ХГР, 30ХГТ, 20ХНЗА и др. Высокая прокаливаемость стали марки 20ХГНР подтверждается также ходом кривых твердости по сечению закаленных
в масле цилиндрических образцов разного диаметра (фиг. 91).
Глубокая прокаливаемость стали марки 20ХГНР обеспечивает высокую стабильность свойств стали, независимость их от массы,
по крайней мере в образцах сечением до 75—100 мм (фиг. 92). Как видно из приведенных данных, в то время как предел прочности в 105 кГ/мм2 в стали марки 20ХНЗА достигается в сечении не выше 40 мм, в стали марки 20ХГНР он не снижается до этой величины даже для образцов, вырезавшихся из центра заготовки диаметром 150 мм.
Другой важной особенностью стали марки 20ХГНР является малая склонность ее к хладноломкости, в чем она совершенно не
уступает свойствам стали марки 20ХНЗА (фиг. 93). Эта особенность стали марки 20ХГНР находит свое объяснение в интегральном влиянии как наличия в ней 0,8…1,1% никеля, так и большого значения величины отношения Mn/C. Наличие в стали марки 20ХГНР небольшого количества никеля оказывает благотворное влияние также на качество цементованного слоя, резко снижая возможность его перенасыщения карбидами, даже при использовании относительно богатого карбюризатора (5…10% карбонатов).
Еще лучшие результаты достигаются при газовой цементации, когда при большой глубине слоя (2,25 мм) максимальное содержание углерода в нем не превышает 1,0…1,1%.
К числу преимуществ стали марки 20ХГНР следует отнести также относительно невысокое положение верхней критической точки (800…825°), что позволяет производить закалку деталей от 820—830°. По обрабатываемости на станках сталь марки 20ХГНР превосходит сталь марки 20ХНЗА, особенно если поковки (штамповки) подвергались не нормализации, а краткосрочному отжигу. Режим отжига, осуществляемый на Челябинском тракторном заводе в толкательных печах, заключается в нагреве за 2 часа до860—870°, выдержке при этой температуре в течение 2—2,5 час. и в охлаждении в неотапливаемой хвостовой части печи в течение 4 час. После такого режима отжига твердость штамповок шестерен получается в пределах DБр=4,3…4,8 мм, микроструктура ферритно- перлитная.
Благодаря раскислению алюминием и титаном сталь марки 20ХГНР мелкозернистая так, 16% всех исследованных плавок по величине зерна отвечало 5 баллу (согласно ГОСТ 5639—51); 30%— 6 баллу; 45%—7 баллу и 9 %— 8 баллу. Эти же условия раскисления обеспечивают устойчивость стали в отношении образования
структуры перегрева (камневидного излома) в процессе прокатки и штамповки, которые следует проводить в интервале 1250—900°.
Устойчивость против роета зерна аустенита качественно выплавленной и раскисленной стали марки 20ХГНР проявляется также в малой чувствительности ее механических свойств к температуре закалки. Последнее видно из данных, приводимых в табл. 35.
Этого нельзя сказать, однако, в отношении свойств цементованного слоя, в структуре которого с повышением температуры нагрева под закалку свыше 840° быстро нарастает количество остаточного аустенита и соответственно падает твердость.
Как и у многих других легированных сталей, цементированный слой стали марки 20ХГНР не терпит промежуточных скоростей охлаждения, в связи с чем шестерни по окончании процесса науглероживания должны охлаждаться либо замедленно (в цементационных ящиках — при цементации в твердом карбюризаторе
и в охладительных колодцах — при газовой цементации), либо после подстуживания до 800° быстро — в масле. В последнем случае отпадает необходимость в применении специального нагрева. Первого способа, т. е. замедленного охлаждения шестерен после цементации, придерживаются в своей практике Челябинский и Харьковский тракторные заводы, второго — Минский тракторный завод. Выбор того или иного способа завершающей термической обработки определяется степенью ответственности шестерен, их конфигурацией, допусками на коробление, условиями их работы в процессе эксплуатации. В обоих случаях шестерням дается низкий отпуск при 180—200°.
Характерным для шестерен из стали марки 20ХГНР являются не только высокие прочностные и пластические свойства сердце-вины и шестерен в целом, но и высокая контактная усталостная прочность цементованного и закаленного слоя. Так, согласно натурным стендовым испытаниям зубчатых колес из стали марок 20ХНЗА и 20ХГНР и данным их металловедческого исследования, проведенного Научно-исследовательским институтом технологии
машиностроения (В. П. Антропов, Л. Л. Пятакова и др.) предел контактной усталостной выносливости был определен: для шестерен из стали марки 20ХНЗА— в 144 кГ/мм2, а для таких же шестерен из стали марки 20ХГНР— в 160 кГ/мм2.
Высокие эксплуатационные свойства шестерен из стали марки 20ХГНР подтверждены многолетним опытом эксплуатации тракторов, выпускаемых Челябинским тракторным заводом, все шестерни коробки перемены передач и бортредуктора которых были изготовлены из новой марки стали. Тысячи таких тракторов прора
ботали уже по 5…6 и более гарантийных сроков (более 12000 час.), не имея ни одной аварии, ни одной рекламации. Вслед за Челябинским тракторным заводом сталь марки 20ХГНР была освоена и внедрена для изготовления шестерен на Минском и Харьковском заводах и сейчас успешно внедряется на Алтайском тракторном заводе, на заводах угольного машиностроения, на Кировском заводе в Ленинграде и др.
Приведенные свойства стали марки 20ХГНР позволяют рекомендовать ее не только для шестерен и других цементуемых деталей, применяемых в автотракторостроении, но и в тяжелом и горно-заводском машиностроении, а также транспортном машиностроении, для деталей, все еще изготовляемых из сталей марок 12ХНЗА, 20ХНЗА и частично 12Х2Н4А или 20Х2Н4А.
Сталь марки 15ХГНР (ЧМТУ № 387—60). При всех своих достоинствах сталь марки 20ХГНР не является универсальной уже хотя бы потому, что высокая прочность и твердость сердечника, получающаяся после закалки, может затруднять последующую механическую обработку (например, протяжку шлицев) деталей
в тех случаях, где она вызывается необходимостью. В тракторах Т-80, Т-100, ДТ-54 и многих других конструкциях таких деталей нет, а, например, в тракторе ДЭТ-250 они имеются, и для них конструкторы до последнего времени предусматривали применение стали марки 12ХНЗА, т. е. стали той же легированности, что и сталь марки 20ХНЗА, но с пониженным содержанием углерода. Аналогично двум модификациям стали типа ХНЗА (20ХНЗА) был отработан марочный состав стали марки 15ХГНР (табл. 32), являющейся мягкой модификацией стали марки 20ХГНР, и изучены ее свойства на специально отливавшихся лабораторных
и производственных плавках.
Пониженное содержание углерода в стали марки 15ХГНР (0,11—0,17%) предопределяет более высокое положение верхней критической точки (Аc3=830-г 850°), а следовательно, и необходимость некоторого повышения, по сравнению со сталью марки 20ХГНР, температуры нагрева цементованных деталей под закалку. Влияние содержания углерода на механические свойства четырех плавок марки 15ХГНР приводится в табл. 36
Повышение температуры нагрева под закалку до 870° значительно увеличивает весь комплекс механических свойств стали, в том числе значения динамической вязкости, приводя, однако, к появлению в структуре цементованного и закаленного слоя участков остаточного аустенита и к снижению твердости до 56—59 НRС.
Приведенные данные и, в еще большей мере, результаты исследований промышленных плавок подтвердили полную возможность удовлетворения сталью марки 15ХГНР всех требований ГОСТ 4543, предъявляемых к свойствам сердцевины стали 12ХНЗА. По характеристике прокаливаемости (определяемой методом торцовой закалки) сталь марки 15ХГНР не только не уступает, но даже превосходит свойства стали марки 12ХНЗА. При определении прокаливаемости стали марки 15ХГНР методом закалки пробных брусков (фиг. 94) сквозная прокаливаемость (HRС>25) была подтверждена для образцов всех плавок (с содержанием в них углерода от 0,12 до 0,16%) и по всему сечению брусков, вплоть до размера в 50 мм. Подобно стали марки 20ХГНР, сталь
марки 15ХГНР отличается хорошей устойчивостью механических свойств с увеличением массы термически обрабатываемых заготовок (фиг. 95).
Малая чувствительность стали марки 15ХГНР к снижению температуры испытаний говорит также в пользу замены ею стали марки 12ХНЗА. Микроструктура, твердость и свойства цементованного слоя стали марки 15ХГНР практически не отличаются
от свойств, присущих цементованному слою стали марки 20ХГНР, поэтому специально останавливаться на этом нет необходимости.
Решением Технического совета Государственного комитета Совета Министров СССР по автоматизации и механизации сталь марки 15ХГНР рекомендуется к внедрению взамен стали марки 12ХНЗА и др. Челябинским и Онежским тракторными заводами,
Рижским вагоностроительным заводом и другими предприятиями отечественного машиностроения сталь марки 15ХГНР принята к внедрению взамен стали марки 12ХНЗА для изготовления некоторых цементуемых деталей ответственных дизелей, тракторов (ДЭТ-250, ДТТ-50), электровозов и других машин.
Сталь марок 14ХГ2СР и 14ХГ2НР (ЧМТМ 388-60). Кроме стали марок 12ХНЗА и 20ХНЗА в советском машиностроении широкое распространение получила сталь марки 12Х2Н4А. Состав этой стали обеспечивает не только высокий уровень механических свойств закаленной сердцевины и повышенную прокаливаемость, но и возможность ее обработки резанием. Исходя из определенных принципов легирования цементуемых марок стали (возможность и целесообразность применения для этих целей сталей, легированных марганцем и хромом и одновременно микролегированных бором; сбалансированность карбофильных и карбофобных элементов и пр.) в Челябинском научно-исследовательском институте металлургии были разработаны две новые стали марок 14ХГ2НР и 14ХГ2СР взамен стали марки 12Х2Н4А. Механические и технологические свойства новых марок не уступают свойствам заменяемой ими стали. Гарантируемые (минимальные) механические свойства стали марок 14ХГ2НР и 14Х2Г2СР, предусматриваемые
в технических условиях ЧМТУ/ЦНИИЧМ 388-60, приводятся в табл. 32. Фактический уровень механических свойств этих марок стали значительно превосходит требования ТУ: σb=120…145 кГ/мм2; σb≥110…135 кГ/мм2 δ=13…15%; ψ=60—66% и ан=14-416 кГм/см2. По своему составу обе марки 14ХГ2НР и 14ХГ2СР являются двумя модификациями одной и той же стали - ее никелевым и кремниевым вариантами. Никелевый вариант этой марки стали (Ni=0,6-0,9% ), обеспечивая, как это будет видно из дальнейшего, несколько лучшие технологические свойства, предусматривает также возможность ее выплавки с использованием никеля природнолегированных руд Орско-Халиловского месторождения.
Для стали марки 14ХГ2НР положение верхней критической точки отвечает 780—820° (в зависимости от внутримарочного состава), а для стали марки 14ХГ2СР 820—850°. В соответствии с приведенными данными оптимальный, интервал температуры нагрева под закалку стали марки 14ХГ2НР был определен в 810—
830°, а стали 14ХГ2СР 840—850°. Сталь марки 14ХГ2Н(С)Р характеризуется глубокой прокаливаемостью и стабильностью механических свойств в закаленных образцах различного сечения при малой склонности к хладноломкости. На фиг. 96 приводятся кривые прокаливаемости двух промышленных плавок стали марок 14ХН2НР и 14ХГ2СР в сопоставлении с полосой прокаливаемости стали 12Х2Н4А. Здесь же дана кривая прокаливаемости стали 14ХГ2С такого же состава, как и сталь 14ХГ2СР, но только выплавленной без микролегирования ее бором. Приведенные данные подтверждают идентичность характеристик прокаливаемости не только у стали обеих модификаций, но и при сопоставлении их с прокаливаемостью стали 12Х2Н4А. Они интересны также и тем, что еще раз наглядно демонстрируют высокую эффективность влияния малых добавок бора на прокаливаемости стали.