Подшипниковыми называются материалы для изготовления втулок и вкладышей подшипников скольжения. Основное свойство этих материалов - антифрикционность - способность материала обеспечить низкий коэффициент трения скольжения с поверхностью вала и тем самым низкие потери на трение и малую скорость изнашивания сопряженной детали - стального или чугунного вала.
Антифрикционность обеспечивают следующие свойства подшипникового материала:
- неравномерная изнашиваемость мягкой и твердой фаз, в результате чего образуется маслоудерживающий рельеф поверхности трения;
 - высокая теплопроводность материала;
 
- хорошая смачиваемость смазочным материалом;
 
- хорошая прирабатываемость, основанная на способности материала при трении легко пластически деформироваться и увеличивать площадь фактического контакта, что приводит к снижению местного давления и температуры на поверхности подшипника;
 
- способность образовывать на поверхности трения защитные пленки мягкого материала.
 
Таким образом, основными техническими требованиями к антифрикционным подшипниковым материалам являются следующие:
- Низкий коэффициент трения с поверхностью вала;
 
- Высокая износостойкость самого подшипника и сопряженного с ним вала;
 
- Способность быстро прирабатываться к поверхности сопряженного вала;
 
- Сопротивляемость заеданию и задирам;
 
- Достаточная прочность и выносливость (сопротивляемость усталостным и кавитационным повреждениям);
 
- Способность поглощать посторонние частицы;
 
- Коррозионная стойкость;
 
- Нетребовательность к твердости вала.
 
Критериями для оценки подшипникового материала служит коэффициент трения (fтр) и допустимые нагрузочно-скоростные характеристики: давление Р, действующее на опору, скорость скольжения V, параметр PV, определяющий удельную мощность трения. Допустимое значение  параметра PV тем больше, чем   выше  способность материала снижать   температуру    нагрева   и   нагруженность   контакта,    сохранять граничную смазку.
Классификация антифрикционных материалов:
Металлические материалы:
- Баббиты (сплавы на основе Sn и РЬ)
 
- Бронзы и латуни
 
- Алюминиевые антифрикционные сплавы
 
- Цинковые антифрикционные сплавы
 
- Графитизированные чугуны и стали
 
Неметаллические материалы:
- Полимерные антифрикционные материалы
 
- Древесные антифрикционные материалы
 
- Графитовые материалы
 
Комбинированные материалы:
- Металлографитовые
 
- Металлополимерные
 
 