До сих пор легирующие элементы сравнивались нами по их влиянию на свойства стали и прежде всего по эффективности воздействия на устойчивость аустенита в процессе мартенситного, бейнитного или перлитного превращения, а также на процесс выделения из аустенита (при его охлаждении, и в том числе, при закалке) структурносвободного феррита. Наиболее простым методом оценки влияния легирующих элементов на
прокаливаемость стали является метод торцовой закалки или метод закалки цилиндрических образцов с построением соответствующих кривых прокаливаемости. Более точным, но, вместе с тем, и более сложным является метод построения изотермических кривых распада переохлажденного аустенита при различных температурах выдержки, от температуры перлитного превращения (700—720°) и до температуры, отвечающей положению точки мартенситного превращения. Чем сильнее увеличивал легирующий элемент прокаливаемость стали, тем выше, при прочих равных условиях, оценивался он по сравнению с другими элементами.
И, наоборот, чем слабее влиял данный элемент на прокаливаемость стали, тем меньшим вниманием пользовался он как легирующий элемент, тем меньшую роль играл он в теории и практике разработки и применения конструкционных марок стали.
Недавно, в результате ценной инициативы и интересных исследований, выполненных К. Э. Шепеляковским, Р. И. Энтиным и др., в металловедении качественных сталей возникло новое направление, заключающееся в практическом использовании возможностей, заложенных не только в повышении прокаливаемости стали, но и резкого ее снижения, при одновременном сохранении или даже повышении ее закаливаемости. При изготовлении некоторых деталей автомобилей было предложено применять не цементуемые стали, а среднеуглеродистые (или даже высокоуглеродистые), но низкопрокаливающиеся и отказаться от химико-термической обработки, а применять глубинный индукционный нагрев с последующей закалкой. При таком методе обработки деталей выбор закалочной среды производится, исходя из требования обеспечения рабочим поверхностям изделий скорости охлаждения, превышающей критическую, а сердцевине — меньше критической. Такая технология изготовления деталей из низкопрокаливающейся углеродистой стали, как показали исследования [172], способна обеспечить при закалке шестерен среднего модуля так называемую контурную закалку при упрочненной сердцевине. Применение обычной стали, например марок 45, 50, 50Г и др., при указанном методе изготовления шестерен приводило бы к сквозной закалке, что при ударном нагружении зубьев вызывало бы выкрашивание по торцам, сколы или полное их разрушение.