Долговечность - это способность материала в течение заданного времени сохранять работоспособность. Критерии работоспособности зависят от условий эксплуатации. При циклическом нагружении долговечность определяется числом циклов до разрушения и зависит от принятого предела ограниченной выносливости.
Неограниченная долговечность возможна при нагрузках ниже предела неограниченной выносливости сталей в среде, не вызывающей коррозионного разрушения.
Долговечность материала в условиях трения определяется износостойкостью - сопротивлением изнашиванию. Износ - результат работы сил трения. Его величина определяется величиной коэффициента трения . Для его уменьшения необходимо свести к минимуму пластическую деформацию и обеспечить совместимость трущихся пар, т.е. исключить схватывание и образование задира. Наиболее распространенные виды износа: абразивный, контактное изнашивание в условиях трения качения и износ пар трения-скольжения.
Изнашивание в условиях абразивного износа зависит от сопротивления материала пластическим деформациям и уменьшается с увеличением его твердости. Поэтому наибольшей износостойкостью обладают спеченные и наплавочные твердые сплавы (ВК2, ВК8, Т15К6, Т17К12 и др.).
Высоким сопротивлением контактному изнашиванию обладают те стали, которые имеют высокий предел контактной выносливости.
Для изготовления вкладышей подшипников скольжения используют чугуны (для малых скоростей скольжения) и главным образом цветные сплавы: бронзы, латуни, баббиты.
Работоспособность подшипников скольжения во многом зависит от чистоты поверхности и твердости вала.
Для быстроходных валов, работающих в подшипниках скольжения, чаще всего используют цементуемые малоуглеродистые стали.
Долговечность деталей, рассчитанных на длительный срок службы при высокой температуре, зависит от скорости ползучести и определяется пределом ползучести.
Долговечность изделий при высоких температурах определяется также их жаростойкостью, т.е. способностью сопротивляться коррозии в атмосфере сухих газов при нагреве.
Жаростойкость сталей достигается ее легированием Cr, Al, Si и другими элементами.
Коррозионная стойкость часто является основным критерием при выборе материала изделия, работающего в агрессивной среде. Так, для изготовления подшипников, устойчивых против действия воды, пара и т.д. применяют сталь 95Х18, вместо ШХ15, пружины для агрессивных сред выполняют из стали 40Х13 вместо пружинно-рессорных сталей и т.д. Высокая коррозионная стойкость в атмосферных условиях, в пресной и морской воде, в горячем паре у изделий из сплавов на медной основе, но она значительно выше у титановых сплавов, а именно в 50-100 раз выше, чем у нержавеющих сталей.