Наиболее распространенным способом оценки хладноломкости стали является испытание надрезанных образцов на ударный изгиб при различных температурах, разработанный Н. Н. Давыденковым и его школой. Кроме этого способа, нередко пользуются оценкой излома стали путем определения температуры, при которой появляются первые кристаллические участки на волокнистом фоне излома или когда определенная площадь излома (чаще всего половина) становится кристаллической. Совершенно очевидно, что различие в принятых критериях может привести к значительным расхождениям в оценке склонности стали к хладноломкости. Нередки и такие случаи, когда относительно высоким значениям ударной вязкости отвечает кристаллический вид излома и, наоборот, когда волокнистому излому отвечают относительно низкие значения ударной вязкости.
Какая сталь лучше, какая более надежна в работе? Можно привести много доводов в защиту совершенно противоречивых взглядов, существующих на этот счет в литературе. Не имея такой возможности, сформулируем некоторые положения, проверенные многолетним опытом работы машиностроительной промышленности.
1. Все критерии оценки
хладноломкости условны, так как, изменяя масштабный фактор, характер надреза и условия деформирования (скорость нагружения), можно резко изменять и вид излома и значения работы разрушения.
2. Многообразные концентраторы (конструктивные и технологические), свойственные реальным деталям, как и все приемы их упрочнения, а также сложнонапряженные условия работы, как правило, охрупчивают конструкционные стали, вязкие и хладнопрочные при стандартных условиях испытания.
3. Исходя из анализа условий службы того или иного сооружения или изделия, необходимо определять ту минимальную работу разрушения, которая может быть допущена в действительных, притом наихудших, температурных условиях эксплуатации. Для разных изделий, изготовляемых даже из одной и той же стали, она может быть различна. Если такие требования сейчас определены для элементов отдельных сооружений (трубопроводов, мостов, корпусов судов, промышленного и гражданского строительства), то совершенно нетерпимым является отсутствие четко сформулированных и обоснованных требований к деталям машин, испытывающим при отрицательных температурах эксплуатации ударные нагрузки (траки, звенья гусениц, обода колес, пластины транспортеров и пр.).
4. Сопоставление свойств различных сталей (или плавок одной и той же марки стали) следует производить, исходя из того, при какой наинизшей температуре испытаний они покажут работу удара равной какой-то наперед заданной величине, например, 1,4;
2,1; 2,8; 4,1 кГм. При этом сопоставление свойств следует производить в сравнимых условиях: при одинаковых значениях твердости (или прочности) или одинаковом варианте термической обработки (закалки и низкого отпуска, нормализации, отжига).
5. В СССР за критическую температуру хрупкости строительной стали в состоянии поставки нередко принимают температуру, отвечающую величине ударной вязкости в 2,0 кГм/см
2. Нормами Международного института сварки за такую температуру принята
температура, соответствующая
ударной вязкости в 3,5 кГм/см
2. При выборе стали для резервуаров в США руководствуются критерием в 2,1 кГм, а в особо ответственных случаях в 4,1 кГм. Учитывая все возрастающее применение строительной стали во все более напряженных и ответственных конструкциях, представляется необходимым создание экономнолегированных высокопрочных сталей (σ
b≥50, ≥75 кГ/мм
2), обеспечивающих при температуре -40° величину
ударной вязкости не менее 4,0 кГм/см
2. Этому условию могут отвечать прежде всего низкоуглеродистые легированные стали со структурой бейнита (см. гл. IV).
6. Для конструкционных сталей, применяемых в общем машиностроении (автотракторостроении, дорожном и транспортном машиностроении) и назначаемых на детали, испытывающие в процессе эксплуатации ударные нагрузки при пониженной температуре внешней среды, минимальное значение
ударной вязкости должно отвечать не менее 3,0 кГм/см
2 (при Тисп= -40°). Это требование распространяется на такие детали, как траки, звенья гусениц, пальцы, цепи, ответственные болты, торсионные валы, рессоры и
многие другие детали ходовой части тракторов, автомашин, экскаваторов, тягачей. Вместе с тем, оно не распространяется на детали, работающие «внутри жесткой конструкции» (по определению Э. Гудремона), к числу которых относятся
коленчатые валы,
шатуны, рычаги, некоторые шестерни, надежность и долговечность которых в работе определяется прежде всего их циклической прочностью.
7. Вид излома следует рассматривать только как показатель способности стали к распространению или торможению хрупкого разрушения, но не к его возникновению. Отсюда важность этого критерия при оценке броневой или судовой стали и пониженная его значимость при оценке работоспособности, например, коленчатых валов. Успешный опыт изготовления и эксплуатации коленчатых валов из модифицированного или высокопрочного чугуна является наглядным тому доказательством, как и свидетельством бессмысленности многомиллионных потерь, понесенных народным хозяйством в связи с забракованием тысяч тонн дорогостоящей конструкционной стали по несоответствию ее ударной вязкости требованиям технических условий.
8. Следует иметь в виду, что хрупкие разрушения деталей могут наступать и внезапно безо всякого приложения к ним ударной нагрузки. Как правило, такие разрушения наступают в сооружениях (или в их элементах) уже в состоянии покоя, находящихся в сложнообъемном нагружении, при понижении температуры. Анализ причин такого рода разрушений, связанных с проявлением хладноломкости стали, приводится в монографии Г. В. Ужика [42].
9. Несмотря на то, что низкоуглеродистые никельсодержащие марки стали и обладают низким порогом хладноломкости и большим температурным запасом вязкости, их применение должно быть предельно ограничено.
Выбор стали для подавляющего большинства деталей машин и механизмов, работающих при температурах до -60°, можно успешно базировать на применении хорошо раскисленных низкоуглеродистых марганцовых, хромистых и комплекснолегированных сталях, при соответствующей термической обработке. Для ответственных деталей ходовой части тихоходных тракторов, работающих в условиях Севера, рекомендуется серийные марки стали заказывать по специальным техническим условиям, предусматривая в них поставку наследственномелкозернистой стали (7—8 баллов) повышенной чистоты в отношении содержания фосфора (
механических и
технологических свойств при ее обработке как на высокую (D
Бр =2,9÷3,05 мм), так и среднюю (D
Бр=3,6÷3,9 мм)
твердость. Состав и свойства этой стали приводятся в гл. VI.