4. Сталь марки НИПРА

Легирование стали селеном (теллуром) значительно облегчает решение одновременно двух задач: снижения прокаливаемости стали и значительное улучшение ее обрабатываемости. Учитывая эти особенности влияния селена и теллура на свойства стали, автор при участии А. Я. Заславского и Н. В. Кейса (ЧМЗ) разработал новую сталь марки НИПРА — низкопрокаливающаяся, легко об­рабатываемая (А — автоматная).
Марочный состав стали НИПРА согласно ВСТУ 2—62: С =0,55—0,63% (или 0,6—0,67%); Si Стали пониженной прокаливаемости (55ПП, 65ПП, НИПРА) рекомендуются к широкой промышленной проверке, а при положитeльных результатах эксплуатационных испытаний и внед­рению для шестерен среднего модуля простой конфигурации (не имеющих внутренних зубцов или пазов), а также для разного рода валиков, втулок, возможно поршневых пальцев. Эти детали по условиям службы должны допускать отсутствие упрочнения за­калкой корпуса детали или отдельных его частей, например шлицев.
Внедрение низкопрокаливающихся сталей требует не толькотщательной подготовки производства, но и проведения предвари­тельных сравнительных стендовых и эксплуатационных испытаний на долговечность. При всей заманчивости такого процесса изготовения деталей нельзя все же упускать из вида, что даже при равной твердости цементованный и закаленный слой характеризуются большей износостойкостью и контактной выносливостью, чем за­каленный с нагрева т. в. ч. слой среднеуглеродистых марок стали. Наличие в стали марки НИПРА селена или теллура — аналогов серы — повышает ее износостойкость по сравнению со сталью марки 55ПП, однако высказанные выше соображения о порядке внедрения низкопрокаливающихся сталей в производство в полной мере относятся и к ней.
Стали пониженной прокаливаемости в настоящее время внедря­ются для отдельных наименований деталей на Московском и Горь­ковском автомобильном заводах. Сталь марки НИПРА изучается и испытывается в работе нескольких деталей автомашин Минского и Миасского автозаводов и тракторов Челябинского тракторного завода. Испытания машин Минского автозавода, собранных с шестер­нями, изготовленными из стали НИПРА, оказались успешными.