Глава IV Низколегированные строительные стали


Одним из эффективных путей снижения расхода стали и повы­шения долговечности различных сооружений и конструкций является применение низколегированной стали взамен простой углеродистой. Под низколегированной сталью, или сталью повы­шенной прочности, условимся понимать экономнолегированные ста­ли, используемые в народном хозяйстве (машиностроении, на тран­спорте, строительстве) в горячекатаном состоянии или в состоя­нии после нормализации. Присутствие в составе низколегирован­ных сталей дорогостоящих или дефицитных элементов допускается только при использовании соответствующих природнолегирован­ных руд: никеля -— при использовании руд Орско-Халиловского месторождения, ванадия — при работе на Качканарских рудах.
К низколегированным сталям, кроме повышенной прочности, обычно предъявляются требования пониженной склонности к ста­рению, повышенной хладнопрочности, хорошей свариваемости, нередко — повышенной износостойкости в условиях абразивного изнашивания, а также коррозионной стойкости в разнообразных газовоздушных средах. Чисто технологические требования (обра­батываемость, штампуемость) завершают разнообразный комплекс противоречивых требований, предъявляемых к таким сталям.
Наибольшее применение низколегированные стали получают в железнодорожном транспорте (вагоны, думпкары, цистерны), в мостостроении, в судостроении (под названием - корпусная сталь), в гражданском и промышленном строительстве, в автотрак­торостроении, в строительстве магистральных газо- и нефтетрубопроводов.