Гольдштейн Я.Е. Низколегированные стали в машиностроении


Гольдштейн Я.Е. Низколегированные стали в машиностроении cкачать

Книга посвящена одному из важных вопросов современного машиностроения — использованию эко­номнолегированных сталей — сталей, не содержа­щих дефицитных легирующих элементов, но харак­теризующихся высокими свойствами. В ней опи­сывается новое в принципах легирования конструк­ционных сталей и способах ее получения. Приво­дятся характеристики новых экономичных безникелевых и малоникелевых сталей. Отдельная глава книги посвящена новым сведениям о хладностой­ких сталях, маркам этих сталей и способам их обработки. В книге приводятся новые данные о влиянии некоторых примесей (азота, олова, сурьмы и др.) на свойства стали и в частности на ее склон­ность к отпускной хрупкости. Книга предназначается для инженерно-техни­ческих работников — термистов, металловедов, кон­структоров.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Огромные успехи современного машиностроения в значитель­ной мере основаны на практике применения легированной кон­струкционной стали повышенной и высокой прочности. Правиль­ное применение легированных марок стали благоприятствует не только повышению стабильности технологического процесса про­изводства, не только снижает дефектность деталей и убытки от брака, но, что особенно важно, в большинстве случаев повышает долговечность службы машин и сооружений в целом, позволяя од­новременно снижать их вес. При современном оснащении отечест­венной промышленности и сельского хозяйства машинами и меха­низмами повышение их долговечности приведет к реальному росту производительности труда и снижению расхода металла, т. е. к ре­шению важнейших задач, выдвигаемых Партией и Правительством. Небывалое развитие в последнее десятилетие машиностроения, появление новых его отраслей, а также существенные изменения в применяемых скоростях, удельных нагрузках и температурном режиме эксплуатации машин привели к дальнейшему расширению требований, предъявляемых к свойствам конструкционной стали, а отсюда к необходимости создания новых, композиций. Вот почему только за последние три года (1959—-1962 гг.) советской наукой и промышленностью было создано свыше 300 новых марок сталей и сплавов.
Создание многих из этих композиций стимулировалось необхо­димостью разработки не только прочных или высокопрочных ма­рок сталей, но и экономнолегированных, содержащих минимальное количество таких элементов, как никель, молибден, ванадий. Раз­работка таких марок стали оказалась возможной в результате раз­вития учения о специальных сталях, применения на практике принципа комплексного легирования и микролегирования, в ре­зультате переоценки взгляда на необходимость легирования кон­струкционной стали значительными добавками никеля, как не­пременного условия обеспечения высоких ее свойств.
Приступая к настоящей работе, автор ставил перед собой за­дачу дать для широкого круга читателей — конструкторов, про­ектантов, производственников — основные положения современ­ной теории и практики применения низколегированных конструкционных сталей, которые точнее следовало бы называть экономно­легированными сталями повышенной и высокой прочности. В ра­боте особое внимание уделяется наиболее перспективным и вместе с тем недостаточно известным широкому кругу читателей кон­струкционным сталям, созданным за последнее время.
В книге описывается положительный опыт работы по примене­нию новых марок сталей в промышленности Урала (Челябинским тракторным заводом, турбомоторным заводом в Свердловске, Уральским автозаводом в Миассе), Украины, а также результаты собственных исследований автора, выполненных при участии сотрудников: М. Б. Балаховской, А. Я. Заславского, А. Л. Ста­риковой, Г. В. Спиркиной, Г. А. Чарушниковой, О. Д. Жижакиной и др. в Институте металлургии и в центральной заводской лаборатории Челябинского тракторного завода.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.......................................................................................................................
Глава I . Современные тенденции в производстве низколегированных марок конструкционной стали.
Глава II. Основные положения теории легирования в связи с проблемой прочности .
1. Легирующие элементы и физическая природа фаз в сплавах
2. Легирующие элементы и свойства растворов..........................................
3. Субструктура сплавов и вопросы прочности.........................................
4. Влияние легирующих элементов на критические точки железа и стали
5. Влияние легирующих элементов на величину зерна и склонность его к росту при нагревании
6. Легирующие элементы и прокаливаемость с т а л и...................................
7. Влияние легирующих элементов на однородность состава и струк­туры стали .............
8. Влияние легирующих элементов на структуру и свойства закален­ной и отпущенной стали
Г лава III. Хладноломкость стали .............................................................................
1. Влияние состава стали......................................................................................
2. Влияние термической обработки.....................................................................
3. Выбор хладнопрочной стали и оценка ее надежности..........................
Глава IV. Низколегированные строительные стали................................................
1. Экономическая целесообразность применения низколегированных сталей .
2. Выбор состава стали повышенной прочности...........................................
3. Низколегированные стали, применяемые в СССР...................................
4. Пути дальнейшего совершенствования низколегированных сталей .
5. О некоторых особенностях применения низколегированных сталей .
Глава V. Современные цементуемые стали ............................................................
1. Выбор пределов содержания углерода в стали.......................................
2. О пределах оптимального содержания углерода в поверхностном слое..
3. Практика применения цементуемых сталей за рубежом......................
4. Новые цементуемые марки стали в СССР ................................................
Г лава V I. Среднеуглеродистые конструкционные стали.......................................
1. Высокопрочные стали за рубежом................................................................
2. Состав и свойства некоторых новых отечественных марок стали . .
3. Влияние конструктивных факторов на реальную прочность кон­струкционной стали
4. Влияние металлургических факторов на реальную прочность кон­струкционной стали
Глава VII. Низкопрокаливающиеся стали ..........................................
1. Пути снижения прокаливаемости стали...........................................
2. Состав и свойства стали пониженной прокаливаемости...................
3. Влияние теллура и селена на прокаливаемость стали....................
4. Сталь марки НИПРА.............................................................................................
Литература.................................................................................................................