1. Экономическая целесообразность применения низколегированных сталей


Опыт отечественной и зарубежной промышленности свидетель­ствует о том, что правильное применение низколегированной стали взамен углеродистой, позволяет снизить расход корпусной стали на 15-20%, вес железнодорожных мостов на 20—30%, строитель­ных металлоконструкций на 25—35%. Несмотря на несколько по­вышенную стоимость низколегированных сталей по сравнению с простой углеродистой, применение их в промышленности вполне оправдано экономически, что видно из следующих примеров, взя­тых из различных областей техники.
Применение низколегированной стали марки 19ХГС для изго­товления лонжеронов рам автомобилей Минского автозавода поз­волило увеличить пробег машин на 25% и дало заводу годовую экономию свыше 400 тыс. руб.. При этом, если ранее при использовании стали марки 25кп гарантийный срок их службы в 75 тыс км не выдерживался, составляя практически 10-30 тыс.км, то при переходе на сталь марки 19ХГС, той же толщины, но с пре­делом текучести ≥40 кГ/мм2, пробег машины был повышен до 200 тыс. км.
По данным НАМИ, снижение веса грузового автомобиля на на 100 кг позволяет сэкономить 500-850 руб. в год (в зависимости от типа машины) благодаря сокращению эксплуатационных расхо­дов (расхода топлива и пр.).
Н. П. Шапоз, изучавший свойства низколегированных сталей, подчеркивает, что переход на «... сталь повышенной прочности и долговечности дал бы железнодорожному транспорту экономию не только в результате уменьшения первоначального расхода ме­талла и увеличения сроков его службы, но и снижения эксплуа­тационных расходов за счет уменьшения тары вагонов» [176]. Насколько эта статья расхода велика, видно хотя бы из опыта ра­боты Уралвагонзавода. Применив в производстве четырехосного вагона из общего количества 7800 кг конструкционной стали 6100 кг низколегированной стали марки 09Г2, заводу удалось не только снизить вес вагона на 1 т, но и повысить его грузоподъемность с 60 до 63 т. Согласно данным Научно-исследовательского бюро вагоностроения, годовая экономия в результате снижения эксплуа­тационных расходов составляет 1268 руб. на вагон [107].
По данным, приводимым в США, применение Ni-Cu стали поз­воляет снизить вес цельносварного пассажирского вагона на 15 т, а товарного на 6 т [107]. Применение при строительстве шоссей­ного моста в штате Калифорния (США) с длиной пролета в 1016 м высокопрочной стали Т-1 (для наиболее нагруженных элементов) и низколегированной стали U. S. S. Tri—Теn позволило снизить расход металла на 2128 т.
Из приведенных примеров видна вся актуальность и важность задачи, поставленной решениями XX съезда партии о значительном расширении производства низколегированной стали повышенной прочности.