Домашнее задание по материаловедению Бауманка


ДЗ выполняется только В ПЕЧАТНОМ ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ. Структура ДЗ: титульник, условие, основная часть, список литературы. Схема термической обработки, рисунки (если они нужны) делаются в рукописном или не рукописном виде и вставляются в ДЗ.

Краткая структура домашнего задания следующая:

Дана деталь. Даны требования к ней. Группа сталей: дана (для остальных групп) / не дана (только для групп МТ и Э5). Конкретная сталь: дана (для остальных групп) / не дана (только для групп МТ и Э5). Необходимо: подобрать нужную термическую обработку (для остальных групп) / группу сталей, конкретную сталь из этой группы и её термическую обработку (только для групп МТ и Э5).Порядок выполнения:

  • описать деталь, описать как она работает, описать какие опасные сечения в ней есть, какие требования к ней предъявляются, какие требования главные (они даны в условии ДЗ).
  • прочитать про группу данных сталей в учебниках [смотри архив] (для всех групп) / подобрать группу сталей (только для групп МТ и Э5) и прочитать про неё в учебниках [смотри архив]; после прочтения будет ясна их термическая обработка.
  • подобрать режим термической обработки (для остальных групп) / выбрать конкретную сталь и её режим термической обработки (только для групп МТ и Э5), используя справочники и марочники по сталям.

Режим термической обработки обеспечит конкретные механические свойства стали (смотрите методическое указание к ДЗ, там написано, какими типами таблиц необходимо пользоваться в марочниках для обеспечения требуемых механических свойств). Эти свойства должны оказаться не ниже требуемых свойств (смотри условие). Если в одном марочнике/справочнике вам не хватает данных, то посмотрите в других. В них Вы всегда найдете нужное.

  • после того как подобран режим термической обработки, необходимо зарисовать его схему и описать все операции режима.
  • далее необходимо описать все структурные превращения, происходящие в стали, начиная от начальной структуры через каждую операцию и заканчивая конечной структурой.
  • дать данные по стали (химический состав, прокаливаемость, таблицу механических свойств, указать влияние легирующих элементов в легированной стали на её свойства, не/склонность к отпускной хрупкости и борьбу с ней).
  • при выполнении ДЗ пользоваться отправленной Вам литературой.

При этом помнить все предыдущие недочёты, какие встречались в ДЗшках, и учитывать их при выполнении ДЗ:

  1. на схеме (графике) ТО ли ХТО указывать: операции ТО (ХТО); температуры нагрева; среды охлаждения (время выдержки не нужно указывать); а также подписывать структуры, получаемые после каждой операции ТО (если это поверхностная обработка, то указывать изменения в структуре как для сердцевины, так и для поверхности);
  2. указывать значения мех. свойств после ТО (ХТО), если это поверхностная обработка, то указывать как для сердцевины, так и для поверхности;
  3. переводить значения твёрдости (например, если в задании написано твёрдость не ниже HB №№, а в справочнике дана твёрдость по HRC №№, то значение HRC нужно перевести в HB), то же касается и ударной вязкости (1 Дж/см2 = 0,01 МДж/м2);
  4. указывать влияние легирующих элементов на свойства стали (смотри справочник [3.7] табл. 31);
  5. указывать прокаливаемость и её практическую оценку-критический диаметр. В большинстве вариантов ДЗ нужно учитывать прокаливаемость (что такое прокаливаемость и критический диаметр читайте в учебнике Гуляева "Металловедение", глава 11, параграф 5);
  6. следить склонна ли сталь к отпускной хрупкости (смотри для каждой конкретной стали в марочнике), если сталь склонна к отпускной хрупкости, то нужно указать, как с ней бороться (смотри [2.1] параграф 6.6.5. глава свойства отпущенной стали);
  7. достоинства и недостатки, технологические свойства, дополнительные способы повышения прочности (точности) указывать не надо.